Современные гигантские саламандры обитают лишь в воде, но их наиболее ранний и крупный из известных предков, обладавший большой головой и длинными конечностями, возможно, решился выбраться на сушу.
В Восточной Азии и Северной Америке гигантские саламандры вырастают в длину до двух метров и живут до ста лет.
Давит Василян из Тюбингенского университета (ФРГ) и его коллеги проанализировали останки наиболее древнего экземпляра саламандры — представителя вида Aviturus exsecratus, жившего в пустыне Гоби на юге Монголии около 56 млн лет назад.
Ранние гигантские саламандры были такими же большими, как их современные аналоги, и, судя по анатомии, вели похожий образ жизни. В то же время, хотя нынешние гигантские саламандры предпочитают быстрые богатые кислородом горные ручьи, отложения, в которых обнаружены их предки, говорят о том, что те жили в низменных реках и озёрах.
Теперь исследователи нашли ещё одно отличие: Aviturus exsecratus, по-видимому, мог охотиться не только в воде, но и на суше.
Тщательный анализ четырёх образцов Aviturus exsecratus из коллекции московского Палеонтологического музея показал, что этот вид обладал самыми длинными конечностями и самым тяжёлым скелетом среди гигантских саламандр. Это должно было позволить ему успешно передвигаться по суше. Кроме того, у него были хорошо развиты полости черепа, отвечающие за запах, что тоже характерно для сухопутных саламандр. Наконец, Aviturus exsecratus мог похвастаться самыми сильными мышцами головы по сравнению с другими гигантскими саламандрами. К тому же останки были найдены в породах, обычно формирующихся на краю водной среды.
По сравнению со своими ныне живущими родственниками эти вымершие гиганты проходили дополнительные этапы развития. Современные гигантские саламандры, по существу, так и не вырастают: когда многие другие саламандры в конечном итоге выходят из воды, они остаются там и сохраняют многие черты младших стадий развития. Судя по зигзагообразному расположению зубов, A. exsecratus достигал более зрелого состояния, чем его нынешние родичи, подобно современным саламандрам поменьше.
Исследователи отмечают, что гигантские саламандры впервые появились в короткий период глобального потепления 55,8 млн лет назад, который считается самым внезапным изменением климата со времён гибели динозавров. В течение этого позднепалеоценового термального максимума мировая температура за каких-то 20 тыс. лет взлетела примерно на 10 C.
Г-н Василян предполагает, что гигантские саламандры возникли в качестве сухопутных хищников. Позже, когда температура снизилась, они остались в воде и в конечном итоге отказались от поздних стадий развития, которые требовались для жизни на суше.
Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.
Немного о юрских крокодилах и конвергентной эволюции
150 млн лет назад на вершине европейской морской пищевой цепи находились огромные крокодилы, один из которых разрывал добычу, а другой — засасывал.
Plesiosuchus и Dakosaurus были настолько жуткими хищниками, что их сравнивают с сегодняшними касатками и вчерашними тираннозаврами.
«Черепа этих двух видов морских крокодилов и впрямь несут некоторое сходство с черепом T. rex, — отмечает ведущий автор исследования Марк Янг из Эдинбургского университета (Великобритания). — Самый большой из известных черепов Plesiosuchus manselii имел 130 см в длину».
Для нового исследования г-н Янг и его коллеги проанализировали окаменелости двух крокодилов, найденных в Англии и Германии. В то время на месте Британии плескалось мелкое море, над Европой парил археоптерикс, а по Северной Америке топали диплодок и аллозавр.
Исследователи пришли к выводу, что Plesiosuchus был крупнейшим из известных видов семейства Metriorhynchidae, то есть вымерших морских крокодилов. «Он больше, чем современные крокодилы, живущие в солёной воде, и гигантские белые акулы», — уточняет г-н Янг.
Судя по форме и изношенности зубов, этот крокодил охотился примерно так же, как сегодняшние косатки: хватал, рвал и проглатывал.
Ещё более необычен Dakosaurus. Череп и челюсть этого существа длиной около 4,5 м говорят о том, что он засасывал добычу. Ничего подобного среди крокодилов ещё не встречалось. Да, он быстро открывал пасть, создавал перепад давления, и добыча попадала, куда не думала.
«Мы считаем, что Plesiosuchus специализировался на других морских рептилиях, а Dakosaurus был универсалом, — говорит соавтор Лорна Стил из лондонского Музея естественной истории (Великобритания). — Вероятно, он ел рыбу и всё, что мог достать, в том числе такого представителя семейства Metriorhynchidae, как сравнительно небольшой Geosaurus». Последний был похож на барракуду.
Есть мнение, что современные касатки тоже засасывают жертву. Г-н Янг поясняет, что по крайней мере у молодых касаток в неволе замечена способность создавать отрицательное давление в пасти.
Таким образом оба доисторических крокодила питались наподобие касаток. Поскольку эти животные никак не связаны (касатки — млекопитающие), исследователи считают это примером конвергентной эволюции, то есть возникновения аналогичного строения тела и образа жизни в неродственных группах. «Это говорит нам кое-что о пределах оптимальной стратегии подводного кормления у позвоночных, — отмечает г-н Янг. — Например, срезающее усилие и окклюзия (полное смыкание зубов), которыми обладал Dakosaurus, сегодня можно найти у малой касатки. В последние 10 млн лет этот механизм имелся также у многочисленных ископаемых кашалотов».
Что до того, как ладили два разных, но одинаково грозных крокодила, то нет никаких доказательств, что один из них нападал на другого. Учёные считают, что английское море эпохи динозавров было разбито на ниши, в которых хищники не мешали друг другу. Экосистемы сегодняшнего океана организованы таким же образом, позволяя сосуществовать китам, акулам и дельфинам.
Результаты исследования опубликованы в интернет-журнале PLoS ONE.